В СССР искусство было больше чем
искусство! Оно было еще инструментом пропаганды. Средством донести до широких
масс те или иные идеологические установки.
Этот взгляд власти на роль
искусства в жизни страны, и определял те жесткие рамки, в которых оно
существовало!
Главным в СССР для творческой
интеллигенции, был не сам творческий поиск, не само искусство как токовое, а
умение если не угождать вкусом партийных боссов, то, по крайней мере, в своем
творчестве, даже формально не вступить в противоречие с господствующей
идеологией, способность при реализации своих творческих замыслов, оставаться в
прокрустовом ложе соцреализма. Поскольку поводом для публичной «экзекуции»,
могло стать, даже малейшее подозрение в уклонении от идеологической парадигмы,
в не лояльности, или намека на свободомыслие.
И если власть, по тем или иным
причинам, не могла найти предлог для расправы над неугодными, то в бой шла
общественность. В СССР некогда не было недостатка в простых обывателях,
считавшим своим гражданским долгом, выискивать крамолу, там, где её не было.
Которые находили непристойности в советских фильмах, книгах, театральных
постановках, не говоря уже об эстраде или телевидение! Клевету или
глумление над советским строем, советским человеком! И многое другое, чего в
реальности просто не существовало! «Не читал, не смотрел, но осуждаю», эта
фраза родилась тогда. И направить энергию этих, иногда откровенно не здоровых,
или просто невежественных и инфантильных
людей в нужное русло, было не сложно! К тому же все эти знатные хлеборобы,
сталевары, потомственные шахтеры, провинциальные заслуженные деятели искусств,
ветераны войны и труда, получая от власти массу мелких преференций, готовы
были, что бы не лишиться их, подписать все что угодно, даже согласие, на
собственную кастрацию!
Впрочем, до прямых расправ, в СССР
дело доходило редко. Поскольку был иной, более мягкий способ, поставить
творческую интеллигенцию на место. «Данное произведение, не соответствует
высоким духовным запросом советских граждан». « Оно будет непонятным, широким
массам. И поэтом является проявлением формализма в искусстве». Эти
распространенные в СССР формулировки, были тем приговором, который без всяких
скандалов, позволяли без дополнительных объяснений, отправить на долгие годы на
полку любую кинокартину, запретить к печати книгу, не дать поставить на сцене
театра пьесу. И выяснять так это или нет, желающих естественно не было. Не
ехать же, столичному литератору в колхоз к доярке Марии Ивановной, кавалеру
ордена, трудового красного знамени, что бы лично проверить, поймет ли она суть
нового романа или нет?
Эти времена ушли, казалось бы,
безвозвратно в прошлое. Но в наши дни, все это вернулось вновь! Только в ином
формате.
Яркая иллюстрация этому, может
послужить, постановка оперы Рихарда Вагнера "Тангейзер". Поставленной
в академическом театре оперы и балета в Новосибирске, режиссером Тимофеем
Кулябином. Перенос действий классических произведений в современность не нов! В
трактовке оперы Вагнера Кулябином, Тангейзер стал режиссером, а Венера – это,
собственно, героиня фильма, который называется «Венерин Грот», речь в нем идет
о так называемых 18 потерянных годах Иисуса Христа. Казалось бы, что может быть
крамольного в такой постановке? Но глава новосибирской епархии митрополит
Тихон, в миру Емельянов, увидел в этой постановке прямое оскорбление как православных
так и всех и христиан в частности! Тут надо сказать что в постановке речь не
идет об самом Иисусе, в ней рассказывается о том как режиссер Тангейзер снимает
скандальное кино, где он выдумал, что Христос провел более десяти лет,
предаваясь утехам с Венерой. То есть смысл нового прочтение оперы Вагнера в
том, что бы показать как далеко может завести желание славы любой ценой. Каким
моральным падением это может закончиться. И не более того! Но сработал рефлекс!
Зачем думать, о чем опера? Если там упоминается «Христос», значит богохульство
и оскорбление! Самое смешное, что митрополии Тихон обратившийся в новосибирскую
прокуратуру с обвинением в адрес режиссера постановки и директора театра в
«умышленном оскорблении чувств верующих», заявил о том, что сам эту оперу не
видел! Дальнейшие события, развернулись в чисто советском духе! Здесь и митинг
«верующих»! И письмо с обращением к президенту РФ. С патетической фразой,
"защитите наши конституционные права, запретите оскорблять религиозные
чувства, наши святыни»! Не осталась в стороне и «Единая Россия», фракция
которой в Заксобрании Новосибирской области обратилась к министру культуры
Владимиру Мединскому с требованием отставки директора Новосибирского театра
оперы и балета. И это просьба была тут же удовлетворена! Но на этом все не
закончилось!
Глава синодального отдела по
взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что
данную постановку, следует проверить на содержание в ней порнографии и
пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних!
Свобода творчества, творческий
поиск, отражение личностного восприятия событий, как прошлого, так и
настоящего, в искусстве, все это уходит постепенно в небытие. По той причине,
что плата за это в современной России может быть непомерно высока! Культивируя
сознательно в массах невежество, религиозный фанатизм, нетерпимость, вкупе с
примитивным - пещерным патриотизмом, власть в России создала, уникальную
ситуацию, когда в роли главных критиков и цензоров, выступает РПЦ, духовное
управление мусульман, пестрая толпа патриотов. А принятые законы, о
защите чувств верующих, запрета пропаганды гомосексуализма, закона о запрете
пропаганды фашизма, согласно которому, предусмотрена ответственность, в том
числе за публичное демонстрирование нацисткой атрибутики и символики, дают
изумительную возможность, при желании, выдвинуть самые фантастические обвинения
против любого человека, чье творчество оказалось неугодным РПЦ или вызвало
раздражение в стане патриотов. И потому сегодня, как ни года актуально, звучат
слова, «нам не дано парой понять, как наше слова отзовется», а отозваться оно
может, чисто уголовным преследованием! По чисто формальным признаком. И исходя
из этого, многие предпочитают плыть по течению... Не создавать себе лишних
проблем.… Вот почему в наши дни, мы наблюдаем, рассвет казенного искусства! С
показным патриотизмом, и всеми остальными до боли знакомыми атрибутами!
Комментариев нет:
Отправить комментарий